"Каждый охотник желает знать, где сидит фазан".
"Иван родил девчонку, велел тащить пеленку."
Знакомые фразы? Многие из нас с помощью этих нехитрых фраз в детстве выучили порядок цветов радуги и падежей русского языка. Очень часто учащимся приходится запоминать сложные термины, заучивать понятия, иногда в определенном порядке. Здесь на помощь приходит мнемоника – совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти за счет образования искусственных ассоциаций (связей). Давайте рассмотрим мнемонические приемы, которые используем мы, учителя биологии, на своих уроках.
"Иван родил девчонку, велел тащить пеленку."
Растения
Растительные ткани
Лист
Имеет
Механическую
Покровную
Образовательную
Проводящую
Основную ткани
Имеет
Механическую
Покровную
Образовательную
Проводящую
Основную ткани
Учащиеся, запомнив ключевое слово-ассоциацию (Лимпопо), смогут вспомнить даже давно пройденный учебный материал.
Типы цветков семейства Сложноцветные
(Чтоб мне запомнились эти цветки,)*
Я дам тебе венчика лепестки.
Я дам тебе венчика лепестки.
Слова второй строчки начинаются на те же буквы, что и названия типов цветка:
язычковый, двугубый, трубчатый, воронковидный, ложноязычковый.
Систематика растений
Цирк, Огромный Купол Пестрый,
Словно Радугу, Вознес (ты).
Словно Радугу, Вознес (ты).
По первым буквам «стиха» легко вспомнить правильную последовательность расположения систематических групп растений:
Царство, Отдел, Класс, Порядок, Семейство, Род, Вид.
Животные
Систематика животных
Царский Терем Кто Откроет, Сразу Рыцарем Вернется
или
Цепко Тащит Кот Огрызок Серебристой Рыбки Верткой:
Царство, Тип, Класс, Отряд, Семейство, Род, Вид.
Анатомия и физиология человека
Ткани
Эпителиальная
Соединительная
Мышечная
И
Нервная ткань
Единое
Целое
Соединительная
Мышечная
И
Нервная ткань
Единое
Целое
Школьники легко запоминают слово-ассоциацию (эсминец – военный корабль), а затем восстанавливают в памяти типы тканей.
ЦНС. Строение головного мозга
Охранять Здоровье Граждан,
(Их) Болезненное Тело,
Облегчать людскую Стражду –
Явно Благостное Дело.
(Их) Болезненное Тело,
Облегчать людскую Стражду –
Явно Благостное Дело.
Стихотворение поможет запомнить названия 12 пар черепно-мозговых нервов, начиная с первой пары:
Обонятельный (I), Зрительный (II), Глазодвигательный (III), Блоковый (IV), Тройничный (V), Отводящий (VI), Лицевой (VII), Слуховой (VIII), Языкоглоточный (IX), Блуждающий (X), Добавочный (XI).
Остается запомнить только подъязычный – XII пара нервов.
Зрительный анализатор. Фоторецепторы
Днем работают с колбочками, ночью ходят с палочками – для запоминания специфики работы фоторецепторов сетчатки глаза.
Общая биология
Нуклеиновые кислоты
Чтобы учащиеся не путали комплементарные азотистые основания, им можно предложить для запоминания пары слов:
Ананас – Тарелка
Цыпленок – Гнездо.
Цыпленок – Гнездо.
(Ананас на тарелке, цыпленок в гнезде). А–Т Ц–Г.
Генетика. Хромосомный механизм определения пола
Папа – икс и игрек
Мама – два икса.
Если будет игрек икс,
То родится только сын.
Два икса (и точка),
Родится только дочка.
Мама – два икса.
Если будет игрек икс,
То родится только сын.
Два икса (и точка),
Родится только дочка.
Функции белков
Каждая Девушка Должна Точно Знать Свой Седьмой Этаж
Начало каждого слова соответствует определенной функции белков:
Каталитическая, Двигательная, Дыхательная, Транспортная, Защитная, Строительная, Сигнальная и Энергетическая.
Список используемых источников:
О. А. Битюкова. Еще раз о мнемоническом запоминании...// Биология. 2009. № 16
Р.Б. Соловьев. Несколько мнемонических правил // Биология. 2000. № 37
Здравствуйте, Юлия Юрьевна! Спасибо за интересное сообщение. Я очень люблю мнемонические приемы. Но честно говоря, до сегодняшнего дня я и не представляла, как много их применяется в биологии. Вот для русского языка я знаю много мнемонических фраз: "Уж замуж невтерпеж", "Цыган на цыпочках сказал цыпленку": цыц" и др. Спасибо моей учительнице, Любови Алексеевне, научила меня на всю жизнь.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Наталья Анатольевна! На самом деле мнемонических фраз для запоминания материала по биологии еще больше. А уж сколько моих коллег придумывает подобных приемов для своих уроков самостоятельно! Но должна признать, что мнемонические приемы - не панацея, не всем учащимся данный метод подходит. Тем не менее он достаточно эффективен, и некоторые ученики - как и Вы в свое время - запоминают материал на всю жизнь)
УдалитьЗдорово! Теперь я не только классификацию животных запомню. Спасибо, Юлия Юрьевна!
ОтветитьУдалитьЗдравствуй, Андрей! Очень приятно, что ты нашел полезным для себя мое сообщение.
УдалитьИнтересный метод! Возьму себе на вооружение. Надо еще такие стишки для химии поискать, если они есть)))
ОтветитьУдалитьОбязательно поищи, я уверена, что они есть. Можешь написать здесь в комментариях ссылки на результаты своих поисков. Я уверена, что многим читателям этого блога они пригодятся.
УдалитьЕсли кому-нибудь интересны результаты моих поисков, то вот ссылки на то, что мне показалось интересным:
ОтветитьУдалитьhttp://mnemonica.ru/zapominalki/khimiya
https://infourok.ru/material.html?mid=25419
http://www.liveinternet.ru/users/3109898/post294016573/
http://letidor.ru/obrazovanie/a456-mnemonika-dlya-detey-zapominaem-s-udovolstviem-7874.shtml
А-Т(у) его А-Т(у) Гадкого-Цербера
ОтветитьУдалитьАденин-Тинин
Гуанин- Цитозин
Ату его ату гадкого цербера.